7 февраля 2016 года в Свято-Покровском Балтско-Феодосиевском мужском монастыре молитвенно почтили память новомучеников и исповедников пострадавших за веру Христову во время лихолетия. Накануне Всенощное Бдение и в сам день праздника Божественную Литургию возглавил наместник монастыря Архимандрит Андроник (Христофор) в сослужении братии в священном сане: игумена Игнатия (Филимонова), игумена Нифонта (Просенюка) , протодиакона Ростислава Дымовского и иеродиакона Матфея (Приподобного).
Этот день для обители очень знаменателен тем, что в сонм новомучеников и исповедников русских вошли и наши соотечественники епископы Балтские викарии Подольской епархии (XX в.) а тем более насельники и Свято-Покровского Балтско-Феодосиевского мужского монастыря среди которых первый наместник обители –
Епископ Варлаам (в миру Пётр Карпович Козуля)
Родился 1 июля 1871 года в зажиточной крестьянской семье села Байбузовки Подольской губернии (ныне Одесская область Савранский район).
Обучался в церковно-приходской школе. Образование пополнял в Коржовецком монастыре Подольской епархии.
15 января 1886 года принят послушником в Коржовецкий Рождественско-Богородицкий монастырь Подольской епархии. Там он с 30 января 1886 по 8 января 1893 года проходил послушание пономаря, а с 3 января 1893 по 16 августа 1896 года — церковного уставщика и письмоводителя.
20 августа 1897 года был переведён в Грановский Преображенский монастырь той же епархии, где 25 октября 1898 года настоятелем обители игуменом Мелетием был облачён в рясофор, а 29 июля 1901 года пострижен в монашество с именем Варлаам. 26 сентября 1901 году возведён в сан иеродиакона. 13 декабря 1903 года возведён в сан иеромонаха.
30 апреля 1905 года, во время русско-японской войны был командирован на Дальний Восток в город Никольск, где проходил службу в Уссурийском сводном госпитале окормляя раненых, в городских лечебных заведениях. 20 ноября, вследствие расформирования госпиталя, был откомандирован к прежнему месту служения.
В 1907 году был командирован в город Балту (Одесская область) для устроения монастыря от Подольского епархиального ведомства. Вновь созданная обитель получила имя преподобного Феодосия Великого- нынешний Свято-Покровский Балтско-Феодосиевский мужской монастырь в городе Балта (Балтская и Ананьевская епархия). С 30 июня 1907 года Варлаам управлял монастырём в качестве наместника.
В 1908 году братии Балтско-Феодосиевского монастыря пришлось противостоять секте «иннокентьевцев».
В 1923 году архимандрит Варлаам был переведён настоятелем в Бершадский Спасо-Преображенский монастырь Подольской губернии.
В 1925 году был арестован харьковским ОГПУ, находился под следствием, но по недостатку доказательств осужден не был.
В августе 1926 года в Бершадском Спасо-Преображенском монастыре епископами Сергием (Куминским), Феодосием (Ващинским) и Иоасафом (Жеваховым) тайно хиротонисан во епископа Бершадского, викария Киевской епархии[1].
В 1927 году выслан в Харьков. С октября 1928 года жил в Браилове Жмеринского района Винницкой области. После ареста епископа Амвросия (Полянского), временно управлял и Подольской епархией.
В условиях смятения умов, распространения обновленчества, распространения множества «пророчеств» об уже пришедшем антихристе и скором конце света призывал паству к трезвенной молитвенной жизни, называя такие взгляды шарлатанством.
C 1928 года временно управлял Винницкой епархией.
17 января 1931 года арестован по обвинению в создании «церковно-сектантской организации» и заключён в тюрьму в Виннице. 17 июля 1931 года постановлением особого совещания при Коллегии ГПУ УССР выслан в Карагандинскую областьКазахстана на 3 года.
С 27 марта 1934 года — епископ Златоустовский, викарий Свердловской епархии.
С 23 августа 1934 года — епископ Сарапульский, викарий Кировской епархии.
С 17 января 1935 года — епископ Осинский, викария Молотовской епархии.
В 1935 году посетил в Москве Заместителя Патриаршего Местоблюстителя Сергия (Страгородского).
С 27 мая 1935 года — епископ Марийский, викарий Горьковской епархии.
С 29 января 1937 года — епископ Сызранский.
С 23 мая 1937 года — епископ Оренбургский и Тургайский.
2 августа 1937 года арестован по обвинению в активном участии в «контрреволюционной монархическо-повстанческой организации». Заключён в тюрьму в Оренбурге.
9 октября приговорён тройкой УНКВД по Оренбургской области к расстрелу. Расстрелян 10 октября 1937 года в Зауральной роще вблизи Оренбурга. Место погребения неизвестно.
А также:
Епископ Амвросий (в миру Василий Иванович Гудко)
Родился 28 декабря 1867 года в посаде Пыжовцах, Люблинской губернии, от родителей униатов. В 1875 году вместе с родителями присоединился к Православной Церкви.
Окончил Холмскую духовную семинарию со званием студента и, в 1889 году, поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, где в 1891 году был пострижен в монашество и 30 мая 1893 года рукоположен во иеромонаха.
В 1893 году окончил академию со званием кандидата богословия и был назначен заведующим миссионерским катехизаторским училищем в Бийске на Алтае, где пребывал до 1897 года.
В 1897 году получил назначение начальником новосозданной Корейской Духовной Миссии с возведением в сан архимандрита.
Однако, корейские власти отказались впускать миссионеров в страну и состав миссии, ожидая решения вопроса, временно поселились во Владивостоке, а затем перебрались в посёлок Новокиевск, где занялись изучением корейского языка среди местных корейцев-старожилов. Здесь о. Амвросий служил в одной из полковых церквей поселка и обличал местных русских военных чинов за разгульную жизнь, позорящую, по его словам, доброе русское имя среди инородцев. Военные в ответ писали на него доносы, и в 1899 году он был отозван обратно в Санкт-Петербург и назначен смотрителем Донского духовного училища в Москве.
В 1901 году был назначен ректором Волынской духовной семинарии.
30 апреля 1904 года в Житомирском кафедральном соборе хиротонисан во епископа Кременецкого, викария Волынской епархии.
С 27 февраля 1909 года — епископ Балтский, викарий Подольской епархии. Часто приезжал, служил и останавливался в Свято-Покровском Балтско-Феодосиевском мужском монастыре, в котором был настоятелем при наместнике архимандрите Варлааме (Козуле).
С 14 февраля 1914 — епископ Сарапульский, викарий Вятской епархии. С 5 октября 1916 — епископ Сарапульский и Елабужский, викарий Вятской епархии. В этот период Синод рассматривал вопрос о выделении Сарапульского викариатства в самостоятельную епархию, но он так и не был разрешён до Февральской революции.
Отлучил от Св. Причастия сарапульских либеральных деятелей Михеля (попечителя Николаевского церковно-приходского училища) и Полякова. Считался сторонником активной проповеди христианства среди татарского населения. Выступал с антиалкогольными проповедями, для борьбы с пьянством с его благословения были учреждены уездные братства в Сарапуле и Елабуге.
Придерживался крайне правых политических взглядов, выступал с антисемитскими заявлениями. В 1916 получил от правления петроградского черносотенного «Общества изучения иудейского племени» письмо с благодарностью «за грозное слово по отношению к евреям и еврействующим».
18 марта 1917 года был уволен на покой как последовательный монархист с назначением управляющим, на правах настоятеля, Свияжским Богородицким монастырём Казанской епархии. Пользовался авторитетом среди жителей Свияжска и окрестных деревень. Вступив в управление монастырём, обнаружил, что хозяйственные дела обители запущены, службы совершались неисправно, некоторые из монашествующих ведут неподобающий образ жизни. Стремление навести порядок привело к конфликту настоятеля с частью братии, а иеродиакон Феодосий даже покушался на его жизнь.
В начале марта 1918 владыка Амвросий был предан суду Свияжского ревтрибунала по обвинению в «контрреволюционных действиях». Основным свидетелем обвинения был иеродиакон Феодосий, поступивший к тому времени на работу в милицию. В защиту епископа выступили многие свидетели, и, в результате, он был оправдан.
В июне 1918 был арестован, но через несколько дней освобождён, после чего вернулся в Свияжск. На уговоры повременить с отъездом из-за сложных отношений с местными властями и явной опасности для жизни ответил: «Мы должны радоваться, что Господь привёл нас жить в такое время, когда мы можем за Него пострадать. Каждый из нас грешит всю жизнь, а краткое страдание и венец мученичества искупят грехи и дадут вечное блаженство, которого никакие чекисты не смогут отнять».
8 августа 1918 году был арестован красноармейцами, прибывшими в монастырь, чтобы реквизировать хлебные запасы. На следующий день расстрелян. По рассказам очевидцев, епископ стоял на коленях и с воздетыми руками молился Богу, пока для него рыли неглубокую могилу. Потом последовали выстрелы. Через несколько часов его келейник иеродиакон Иов (Протопопов) нашёл тело владыки, брошенное лицом вниз, проткнутое штыком в спину насквозь с вывернутыми при жизни обеими руками. Был похоронен келейником на месте расстрела.В 2000 году на Архиерейском соборе РПЦ был причислен к лику святых.
Также нужно отметить священномученика Кириона II Католикоса-Патриарха всея Грузии, который также был епископом Балтским викарием Подольской епархии (1902-1903гг), и был зверски убит в 1918 году в своей патриаршей резиденции в Тбилиси
Нужно также отметить и исповедника святой православной Церкви бывшего епископа Балтского викария Подольской епархии схиархиепископа Антония (Абашидзе) (1905-1906гг), который много претерпел ссылок и арестов и также причислен к лику святых и занимает достойное место в диптихе собора Балтских святых.
Святии Земли Балтския молите Бога о нас!!!!