святые земли балтской

Жизнеописание св. Феодосия Левицкого

Отец Феодосий Левицкий, сын священника, родился 11 января1791 года. По окончании курса Подольской Духовной семинарии в 1815 году рукоположен во священника Балтской Никольской церкви. В 1818году о. Феодосий овдовел потеряв одновременно супругу и родившегося сына. Утратив самых близких людей, после смерти матери и отца он всецело отдает себя Богу на служение, объятый любовью и состраданием к ближним о.Феодосий открывает в г. Балта странноприимную. В 1823 году после представления императору Александру Благословенному своего сочинения о страшном суде был вызван государем в Петербург. Император так благоволил священнику Феодосию слушая его поучения и проповеди, что назначил его своим духовником. В 1824 году по зависти и клевете придворных врагов отец Феодосий был заточен в Коневецкий монастырь, где провел в заключении три года. По освобождении в 1828 году он возвратился в город Балту и занялся обустройством странноприимного дома, с целью основать со временем в ней иноческую обитель. За всю свою земную жизнь святой праведный старец Феодосий стяжал любовь у верующих людей за свою простоту и сострадание к нищим и обездоленным, а также своей горящей и пламенной молитвой. Скончался о.Феодосий 22 марта н.с. 1846 года и погребен на кладбище около своей супруги и сына. В 1909 году с разрешения Святейшего Синода останки его перенесены с кладбища в крипту (пещеру) Троицкого храма основанного в его память Покровско Балтско-Феодосиевского монастыря. После закрытия обители в 1923году мощи снова были возвращены на кладбище. В 1997 году по благословению Митрополита Одесского и Измаильского Агафангела мощи были второй раз обретены и положены в раку в Успенском соборе г. Балты. В 2009 году о. Феодосий был причислен к лику святых и чин канонизации состоялся при многочисленном стечении верующих. Божественную Литургию возглавил почивший Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир в сослужении сонма архиереев. В 2011 году состоялось торжественное перенесение святых мощей о. Феодосия в возрожденный Свято-Покровский Балтско-Феодосиевский мужской монастырь, в котором он молитвенно и телесно почивает и поныне. По молитвам угодника Божия монастырь возрождается и все приходящие поклонится его святым останкам чувствуют его покровительство и благодатную помощь.

 

Священномученик Кирион  II (Садзаглишвили) Католикос-Патриарх Грузинский- бывший епископ Балтский викарий Подольской епархии(1902-1903г)

Родился 10 (22) ноября 1855 года в деревне Никози Горийского уезда в семье священника. Его предки внесли большой вклад в дело распространения православия среди горских народов. С детских лет в душе будущего патриарха жила горячая любовь к храму Божию и богослужениям, и в 1862 году он поступает в Горийское духовное училище.  В 1876 году окончивает Тифлисскую духовную семинарию; в 1880 году — Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Еще в студенческие годы он проявляет большое рвение к познанию духовных наук, а также изучению церковно-исторических вопросов, проявляя большой интерес и к ученой исторической деятельности и, в частности, к судьбам Церкви родной Грузии. И в этом ему помогали знаменитые профессора Киевской Духовной Академии И.И. Малышевский, Ф.А.Терновский, М.Г.Ковальницкий. Известный грузинский поэт С. Мгалоблишвили позже вспоминал, что с молодым Георгием Садзаглишвили посетил много исторических мест Грузии. Эти поездки во многом  послужили к написанию научных трудов по истории церкви и литературе. В частности, в грузинской газете «Иверия» (№ 188, 1893 г.) и позже в сборнике «Весь Кавказ» он ознакомил читателей с найденным им рукописным списком «Горе от Ума» Грибоедова, принадлежавшим семье Сулханишвили из села Тирдзниси Горийского уезда. Этим было доказано, что эту замечательную пьесу русский драматург и дипломат написал, находясь в Грузии.


1 августа 1880 года Георгий назначен помощником инспектора Одесской духовной семинарии. Здесь он заслуживает преданную любовь семинаристов, духовенства и мирян. Многие ловили каждое его слово, так как чувствовали в нем великого молитвенника. И для многих он стал наставником и отцом. При нем в семинарии изучается широкий круг предметов, а наряду с богословскими и церковно-историческими дисциплинами преподаются и светские науки, особое внимание уделялось языкам.
С 1883 года состоял последовательно на должностях: помощника смотрителя Телавского духовного училищаГорийского духовного училища, преподавателя Кутаисского духовного училища и епархиального женского училища. В этот период опубликовал несколько своих работ по истории Грузинской церкви под псевдонимом Ивериели и Никозели, изучал и собирал грузинские средневековые манускрипты, древние грузинские монеты, записывал грузинский фольклор, спонсировал талантливых грузинских студентов и переписывался с заинтересованными историей Грузии западными историками.
После гибели жены и детей, 2 ноября 1896 года пострижен в монашество архиепископом Владимиром (Богоявленским), 6 ноября рукоположен во иеромонаха и назначен настоятелем Квабтахевского Успенского монастыря с возведением в сан игумена; с 31 декабря — благочинный монастырей Грузинской епархии и инспектор школ Общества восстановления Православного Христианства на Кавказе. Благодаря его усилиям были открыты 19 приходских школ и созданы при них библиотеки. В этот же период он занимается исследовательской деятельностью, переводами духовной литературы, много пишет и издает научных трудов по истории Церкви и литературе в российских и грузинских газетах и журналах. Также изучал этнос, церковные ценности, быт историю местного населения, занимался распространением среди грузин грамоты.
Преосвященный Кирион некоторое время исполнял обязанности председателя Комитета
Тифлисского Церковно-археологического музея. Именно в это время в нем
увеличивается количество экспонатов и памятников древнейшей грузинской
христианской культуры. Одних только грузинских рукописей на пергаменте
насчитывалось до тысячи экземпляров. Преосвященный Кирион был широко известен своими трудами по археологии и духовной литературе Грузии. Важнейшие из его научных работ: «Культурная роль Иверии в истории Руси». Также известны его труды: «Святая равноапостольная Нина, Просветительница Грузии», «Святой царь Мириан Хосроиан, первый христианский венценосец Грузии», «Перевод священно-богослужебных книг на грузинский язык и значение его для церкви Грузинской», «Описание Метехского Четвероевангелия», «Историко-археологический очерк Метехского храма», «Двенадцативековая религиозная борьба православной Грузии с исламизмом», «Пятидесятилетие основания викарийства в Херсоне» и другие.
10 мая 1898 года возведён в сан архимандрита.
23 августа 1898 года в тифлисском Сионском кафедральном соборе хиротонисан во епископа Алавердского, викария Грузинской епархии; хиротонию совершали: экзарх Грузии архиепископ Флавиан (Городецкий), епископы Гурийско-Мингрельский Александр (Окропиридзе), епископ Имеретинский Виссарион (Дадиани) и епископ Горийский Леонид (Окропиридзе).


С 12 августа 1900 года — епископ Горийский, викарий Грузинской епархии.
В 1900-х годах, во время дебатов о будущем Грузинской церкви, выступал как горячий приверженец восстановления автокефалии.
Грузинская церковь приобрела автокефалию от Антиохийской церкви в 457 году, Российская империя упразднила ее в 1811 году. После этого Российский Синод руководил грузинской церковью с помощью экзархатов. Когда в конце XIX века в России встал вопрос о возможности восстановления Патриаршества в РПЦ, в среде грузинской общественности появилась надежда, что определенные преобразования затронут и грузинский экзархат.  В 90-х гг. сформировалось новое поколение грузинского духовенства, воспитанное в духе верности Православию и Грузинской Церкви и впитавшее идеи грузинских просветителей XIX в. Его представителями стали епископы  Леонид Окропиридзе; в 1918-1921 Католикос-Патриарх, позже канонизированный Грузинской Церковью Амвросий Хелая; в 1921-1927 Католикос-Патриарх, Каллистрат Цинцадзе; в 1932-1952 Католикос-Патриарх, а также Кирион II (Садзаглишвили). Но собрания грузинского духовенства, посвященные обсуждению будущего устройства Грузинской Церкви, были разогнаны, участники арестованы, в т. ч. епископ Кирион, вследствие чего он был сослан в Каменецк-Подольск.
С 10 марта 1902 года — епископ Балтский, викарий Подольской епархии.
С 3 мая 1903 года — епископ Новомиргородский, викарий Херсонской епархии.
С 23 апреля 1904 года — епископ Орловский и Севский. В Орле при епископе Кирионе Церковно-Археологический Комитет был преобразован в Орловское Церковное Историко-Археологическое общество, были открыты музей и библиотека. Особая заслуга в создании музея и его экспозиции принадлежит личному участию епископов
Никанора, Иринея и Кириона  — известного к тому времени знатока церковной археологии.
С 3 февраля 1906 года — епископ Сухумский; переведён на эту кафедру по собственному желанию.
Вопрос об автокефалии был поднят на заседаниях Предсоборного Присутствия, которые проходили в Санкт-Петербурге с 14 января по 15 декабря 1906 г. На последнем заседании весенней сессии, в июне, присутствовало 20 человек, с грузинской стороны было 7 человек, в том числе епископ  Сухумский Кирион. Позицию грузинской стороны поддержали митрополит С.-Петербургский Антоний (Вадковский) и многие епископы, в том числе епископ Ростовский Тихон (Беллавин),  впоследствии Патриарх Московский и всея Руси. Императорским указом от 11 августа 1906 г. на имя обер-прокурора Святейшего Синода вопрос о статусе Грузинской Церкви был передан на рассмотрение будущего Всероссийского Церковного Собора. 30 декабря 1906 г., на заключительном заседании Святейшего Синода, где присутствовало 10 человек (грузинская делегация в знак протеста покинула заседание) вопрос об автокефалии так и не был рассмотрен. Вскоре после этого епископа Кириона переводят в Ковно.
С 25 января 1907 года епископ Кирион назначается епископом Ковенским, викарием Литовской епархии, за заслуги перед которой был награжден орденом святой Анны II степени и орденом святого Владимира III степени.
В 1908 году русский экзарх в Тбилиси архиепископ Никон (Софийский) был убит, вследствие чего было решено снять грузинских епископов с их постов. Епископа Кириона обвинили в причастности к убийству, сняли сан епископа и сослали в Куряжский монастырь Харьковской епархии, позже  в Херсонесский святого Владимира монастырь близ Севастополя (Таврической епархии), а затем в Санаксарский монастырь Тамбовской епархии. Где бы он ни находился, будущий священномученик занимался наукой, вел переписку с выдающимися учеными: профессором Цагарели, академиком Шахматовым и многими другими.
В 1910 году суд снял с епископа Кириона все обвинения, но ему не разрешили вернуться на родину. В январе 1915 года он был восстановлен в сане и назначен епископом Полоцким и Витебским.
12 марта 1917 г. в Мцхетском патриаршем соборе Светицховели был проведен собор духовенства всей Грузии, где было провозглашено восстановлениие автокефалия Грузинской Православной Церкви. В Постановлении Мцхетского собора, зачитанном в тот же день в Светицховели в присутствии 10 тысяч человек, говорилось: «Приняв во внимание, что 1) в Грузинской Церкви, имевшей, согласно с канонами Вселенских Соборов, автокефальное бытие, уничтожение или упразднение которого не подлежало компетенции никакой силы, за исключением Вселенского Собора, автокефальное управление было приостановлено совершенно антиканонически и что 2) в России установилась новая форма государственного управления, с которой не гармонирует бесправное существование Грузинской Церкви, признали необходимым и единогласно и единодушно постановили: с этого момента считать восстановленным автокефальное церковное управление в Грузии и, пока произведены будут канонические выборы Католикоса Грузинской Церкви, местоблюстителем его назначить преосвященного Леонида (Окропиридзе), епископа Гурийско-Мингрельского, и при нем для управления Церковью, под его председательством, учредить Временное Управление Грузинской Церкви в составе духовных и светских лиц». После Собора была отправлена делегация верующих к епископу Кириону с просьбой, чтобы многострадальный епископ вернулся на родину и принял участие в выборах католикоса-патриарха всея Грузии.  1 августа 1917 года епископ Кирион был уволен, согласно прошению, от управления епархией. Теперь он мог переехать в Грузию. На соборе Грузинской церкви в Тифлисе в сентябре того же года епископ Кирион был избран патриархом Грузии. Интронизован 1 октября 1917 года во Мцхете, в патриаршем соборе 12-ти Апостолов при громадном стечении народа и всеобщем ликовании.
«Любимая родина, удел Божьей Матери, очищенная внутренним страданием, — сказал Патриарх Кирион на интронизации. — Тобой испепеленный, от тебя отлученный, о тебе
плачущий, ныне я упокоюсь в тебе, не как дитя ненасытное, а как сотаиннник твой
и совесть Церкви твоей». Казалось бы все невзгоды остались позади, однако после
окончании интронизации, когда Католикос-Патриарх Кирион II с клиром начал идти к выходу, неожиданно к нему протиснулся сквозь толпу неизвестный человек и протянул записку, в которой было написано, что на выходе из храма среди людей его ожидает убийца. Патриарх не испугался и продолжил свой путь. Когда до выхода оставалось
несколько шагов, известный в прошлом разбойник Караман Кикнавелидзе прикрыл
собой Патриарха и выкрикнул: «Дайте мне руку, Ваше Святейшество! Посмотрим, кто
посмеет в Вас стрелять?». Так сорвалось первое покушение, однако уже через три
месяца Патриарха вновь пытались убить и снова милостью Божией он остался жив.
Святейший Синод, Поместный Собор Российской Православной Церкви, а вслед и другие Поместные Церкви не признали решения Собора о восстановлении автокефалии канонически обоснованными. Против одностороннего акта грузинских архиереев 29 декабря 1917 г. выступил Патриарх Московский и всея России Тихон. Все последующие годы велась трудная борьба за установление независимости Грузинской Православной Церкви между сторонниками и противниками автокефалии. Грузинская общественность выступала за возвращение Церкви имущества по состоянию на начало ХIX века, возникали имущественные споры и инциденты между сторонниками Русской Церкви Грузинского Экзархата и автокефальной Грузинской Православной Церковью. Полное признание автокефалии Грузинской Церкви произошло только в 1990 году при Католикосе-Патриархе Илии Втором.

27 июня 1918 года Католикос-Патриарх Кирион был найден убитым в своей келье резиденции в Марткопском монастыре. Рядом с убитым на полу валялся револьвер, с которого был произведен смертельный выстрел, предохранитель револьвера был в закрытом состоянии. Распространили слухи, далекие от истины, что Кирион II покончил с собой. Человек, покончивший с собой, никак не смог бы закрыть предохранитель. Через некоторое время убили его соратников: монаха Мириана и епископа Кутаиского Антония (Георгадзе).  Обстоятельства трагической смерти католикоса-патриарха Кириона по сегодняшний день остаются тайной.
7/20 июля 1918 года убиенный патриарх был торжественно погребен в Тбилиси, в Сионском соборе.

17 октября 2002 года католикос-патриарх Кирион был канонизирован Священным Синодом Грузинской Православной Церкви каксвященномученик. днем памяти святого объявлено 27 июня (10 июля).    Входит в состав Собора грузинских святых, Собор святых Киевской духовной академии.

Священномученик Амвросий (Гудко) епископ Балтский викарий Подольской Епархии (1909-1914г) 

Епископ Амвросий (в миру Василий Иванович Гудко) родился  28 декабря 1867 (9 января 1868), Люблинская губерния — 27 июля (9 августа1918, Свияжск) — епископ Православной Российской Церкви, епископ Сарапульский и Елабужский.

Родился 28 декабря 1867 года в посаде Пыжовцах, Люблинской губернии, от родителей униатов. В 1875 году вместе с родителями присоединился к Православной Церкви.

Окончил Холмскую духовную семинарию со званием студента и в 1889 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, где в 1891 году был пострижен в монашество и 30 мая 1893 года рукоположен во иеромонаха.

В 1893 году окончил академию со званием кандидата богословия и был назначен заведующим миссионерским катехизаторским училищем в Бийске на Алтае, где пребывал до 1897 года.

В 1897 году получил назначение начальником новосозданной Корейской Духовной Миссии с возведением в сан архимандрита. Однако корейские власти отказались впускать миссионеров в страну, и те, ожидая решения вопроса, временно поселились во Владивостоке, а затем перебрались в посёлок Новокиевск, где занялись изучением корейского языка среди местных корейцев-старожилов. Здесь о. Амвросий служил в одной из полковых церквей поселка и обличал местных русских военных чинов за разгульную жизнь, позорящую, по его словам, доброе русское имя среди инородцев. Военные в ответ писали на него доносы, и в 1899 году он был отозван обратно в Санкт-Петербург и назначен смотрителем Донского духовного училища в Москве.

В 1901 году был назначен ректором Волынской духовной семинарии.

30 апреля 1904 года в Житомирском кафедральном соборе хиротонисан во епископа Кременецкого, викария Волынской епархии.

С 27 февраля 1909 года — епископ Балтский, викарий Подольской епархии.

Также был назначен указом Кансистории настоятелем Свято-Феодосиевского мужского монастыря города Балты, на территории которого и проживал все время управления Балтского викарианства.

С 14 февраля 1914 — епископ Сарапульский, викарий Вятской епархии. С 5 октября 1916 — епископ Сарапульский и Елабужский, викарий Вятской епархии. В этот период Синод рассматривал вопрос о выделении Сарапульского викариатства в самостоятельную епархию, но он так и не был разрешён до Февральской революции.

Отлучил от Св. Причастия сарапульских либеральных деятелей Михеля (попечителя Николаевского церковно-приходского училища) и Полякова. Считался сторонником активной проповеди христианства среди татарского населения. Выступал с антиалкогольными проповедями, для борьбы с пьянством с его благословения были учреждены уездные братства в Сарапуле и Елабуге.

Придерживался крайне правых политических взглядов, выступал с антисемитскими заявлениями. В 1916 получил от правления петроградского черносотенного «Общества изучения иудейского племени» письмо с благодарностью «за грозное слово по отношению к евреям и еврействующим».

18 марта 1917 года был уволен на покой как последовательный монархист с назначением управляющим, на правах настоятеля, Свияжским Богородицким монастырём Казанской епархии. Пользовался авторитетом среди жителей Свияжска и окрестных деревень. Вступив в управление монастырём, обнаружил, что хозяйственные дела обители запущены, службы совершались неисправно, некоторые из монашествующих ведут неподобающий образ жизни. Стремление навести порядок привело к конфликту настоятеля с частью братии, а иеродиакон Феодосий даже покушался на его жизнь.

В начале марта 1918 владыка Амвросий был предан суду Свияжского ревтрибунала по обвинению в «контрреволюционных действиях». Основным свидетелем обвинения был иеродиакон Феодосий, поступивший к тому времени на работу в милицию. В защиту епископа выступили многие свидетели, в результате он был оправдан.

В июне 1918 был арестован, но через несколько дней освобождён, после чего вернулся в Свияжск. На уговоры повременить с отъездом из-за сложных отношений с местными властями и явной опасности для жизни ответил: «Мы должны радоваться, что Господь привёл нас жить в такое время, когда мы можем за Него пострадать. Каждый из нас грешит всю жизнь, а краткое страдание и венец мученичества искупят грехи и дадут вечное блаженство, которого никакие чекисты не смогут отнять».

8 августа 1918 года был арестован красноармейцами, прибывшими в монастырь, чтобы реквизировать хлебные запасы. На следующий день расстрелян. По рассказам очевидцев, епископ стоял на коленях и с воздетыми руками молился Богу, пока для него рыли неглубокую могилу. Потом последовали выстрелы. Через несколько часов его келейник иеродиакон Иов (Протопопов) нашёл тело владыки, брошенное лицом вниз, проткнутое штыком в спину насквозь с вывернутыми при жизни обеими руками. Был похоронён келейником на месте расстрела[2].

Прославлен для общецерковного почитания Русской Православной Церковью в 2000.

 

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ПАРФЕНИЙ (БРЯНСКИХ), ЕПИСКОП АНАНЬЕВСКИЙ, (1937)

Священномученик Парфений (в миру Петр Арсеньевич Брянских), епископ Ананьевский, родился в 1881 году в семье потомственного почетного гражданина Иркутска, работавшего доверенным (управляющим) промышленно-торговой фирмы “Немчинов и сын”. После окончания Духовной Академии Петр Арсеньевич поехал в Германию, чтобы продолжить образование в Берлинском университете, где слушал курс библейских наук. В 1911 году он принял монашеский постриг и рукоположение в священство, и очень скоро был награжден саном архимандрита. До революционного переворота 1917 года отец Парфений нес служение преподавателя Духовных учебных заведений в городе Житомире, начальника и преподавателя Ветхого Завета в Пастырской Миссионерской Семинарии при Григориево-Бизюковом монастыре в Херсонской губернии. После революции архимандрит Парфений переехал в Херсон, где поселился в архиерейском доме при епископе Прокопии (Титове) и выполнял обязанности его секретаря. В 1921 году, во время открытых репрессий против Церкви, отец Парфений был возведен в епископский сан. Став викарием Одесской епархии, он сначала был епископом Новомиргородским, а затем Ананьевским. Владыка открыто и прямо выступал против обновленцев. И уже в конце 1921 года он был арестован. Через полгода его освободили, и он выехал в Киев. Здесь в 1922 году он был вновь задержан властями, и после освобождения сразу же уехал в Москву, где жил в Даниловом монастыре без права выезда. В 1925 году епископа Парфения арестовали по делу митрополита Петра (Полянского). В обвинении было написано, что он “ставил себе задачей нанесение ущерба диктатуре пролетариата”. Во время следствия владыке Парфению было предъявлено обвинение, что он состоял членом так называемого “Даниловского синода”. В Даниловом монастыре проживали несколько архиереев, которые в условиях гонимой церкви, после смерти в 1925 году патриарха Тихона, могли составить Синод, который избрал бы нового предстоятеля Русской Церкви. Епископов Амвросия (Полянского) и Парфения (Брянских) обвинили в том, что они оказывали наибольшее влияние на других архиереев, и, в частности, что они приняли решение защищать эмигрантскую часть Русской Церкви, отрицая за ней антисоветскую деятельность. Епископа Парфения приговорили к 3 годам ссылки в Коми-Зырянский край.

 

В 1928 году владыка Парфений вернулся в Москву, жил при Даниловом монастыре без права выезда. Новый арест последовал через год. Обвинение: сопротивление закрытию одной из церквей Даниловского монастыря. Владыку приговорили к 3 годам ссылки. По дороге из Бутырской тюрьмы в город Уил в Киргизии епископ Парфений был избит и лежал в Самарской тюремной больнице. Из ссылки владыку освободили в 1933 году. Некоторое время после освобождения он не мог найти место проживания, ему отказали в получении паспорта, и он не мог получить регистрацию. Владыке удалось узнать место жительства своей матери, и в 1934 году он выехал к ней в город Кимры в Тверской области. Здесь в том же году епископа Парфения арестовали по обвинению в антисоветской агитации (он “устраивал на своей квартире тайные богослужения”). Владыку приговорили к 5 годам ссылки в Северный край. В 1937 году в ссылке в Архангельске священномученик епископ Парфений (Брянских) 4 августа был арестован и расстрелян 22 ноября того же года.

 

Священномученик иерей Павел Гайдай.

 

Священномученик иерей Павел Гайдай причислен к лику Святых на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 14 августа 2000 года. Иерей Павел, сподвижник праведного Ионы Атаманского, Одесского чудотворца, почитался жителями Одессы и пригородных сел, как подвижник благочестия, прозорливец и целитель. Его любимым местом молитвы и общения с духовными чадами было село Белка Ивановского района Одесской области.

Из архивных данных известно, что за верность Святейшему Патриарху Тихону и канонической Православной церкви священномученик пребывал в следственном изоляторе г. Одессы и печально известной тюрьме Ленинграда (Кресты).

Решением ОСО при Коллегии ОГПУ УССР от 30 июня 1929 года «подвергнут административному выселению в г.Туруханск Красноярского края сроком на три года». После окончания срока выселения о. Павлу запретили возвращаться в Одессу. Дальнейшим местом служения был г. Ленинград. Но порадоваться служению у Престола батюшке пришлось совсем недолго, —  в том же 1933 году отец Павел был арестован и посажен в тюрьму.

В 1933 году иерея Павла по ст. 58-10, 12 УК РСФСР административно выслали в город Акмолинск, где 21-22 января 1936 года его приговорили по ст.110 УК РСФСР к 10 годам лишения свободы. Отбывая наказание в Карлаге, священномученик 28 августа 1937 года вновь подвергся аресту, — Тройка УНКВД по Карагандинской области по ст. 58-10 УК РСФСР приговорила его к высшей мере наказания — расстрелу. 5 сентября того же года приговор привели в исполнение. Общецерковная память священномученика иерея Павла совершается 5 сентября н. ст.  в день его мученической кончины.

В сердцах верующих людей Одесщины и Санкт-Петербурга любовно сохранилась память о добром пастыре.  Желая почтить мученическую кончину святого  по просьбам духовных чад и родственников в сентябре 2007 года Высокопреосвященнейший Владыка Агафангел митрополит Одесский и Измаильский благословил строительство храма в честь священномученика иерея Павла Одесского. В сентябре  2008 года  стараниями архимандрита Лукиана /Куценко/, настоятеля Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря строительство храма завершено, храм в честь священномученника иерея Павла полностью благоукрашен. Освящен 05 сентября 2011 года.

Преподобноисповедник схиархиепископ Антоний (Абашидзе)  с 1905 по 1906 год Дмитрий (Абашидзе) епископ Балтский викарий Подольской епархии.

Схиархиепископ Антоний (в миру Давид Ильич Абашидзе) родился в с. Веджины Сигнахского уезда, неподалеку от Тифлиса, в княжеской семье. Окончил юридический факультет Новороссийского университета (Одесса).

16 ноября 1891 года, на первом курсе Киевской Духовной Академии принял постриг с именем Димитрий. После окончания Академии и защиты диссертации 9 июня 1896 года рукоположен во иеромонаха. Преподавал и исполнял должность инспектора в Тифлисской и Кутаисской духовных семинариях.

С 13 января 1900 года — ректор Ардонской миссионерской семинарии. 23 апреля 1902 года рукоположен во епископа Алавердского, викария Грузинской епархии. Состоял председателем Грузинского Епархиального Училищного Совета, настоятелем Спасо-Преображенского монастыря в Тифлисе, членом Грузино-Имеретинской Синодальной конторы, председателем комитета по заведованию Археологическим музеем Грузинского Экзархата, возглавлял работу по изданию грузинского церковного обихода. С 4 ноября 1903 г. — епископ Гурийско-Мингрельский. С 16 июня 1905 года — епископ Балтский, викарий Подольской епархии.

20 января 1906 года назначен на Туркестанскую и Ташкентскую кафедру. В то время общая площадь епархии составляла 1 750 000 квадратных километров, а население — более пяти миллионов человек. Южные приходы епархии граничили с Персией, Афганистаном и Китаем. Несмотря на обширность епархии, владыка с первых же дней твердой рукой повел церковный корабль по волнам житейского моря. Привнеся в жизнь епархии мир, подлинную и нелицемерную христианскую любовь и благодушие, он приобрел себе в лице местного духовенства искренних помощников и сподвижников. В их числе были такие незаурядные личности, как протоиереи Иоанн Восторгов и Александр Скальский, иеромонах Серафим (Богословский), впоследствии причисленные Церковью к лику святых. Несмотря на свой высокий духовный сан и княжеское происхождение, владыка был доступен и прост в общении. Благодатная духовная атмосфера, которая царила в центре епархии, вскоре оказала благотворное влияние и на периферию.

По инициативе владыки были открыты общества трезвости, работу которых он всячески поддерживал, показывая личным примером образец трезвенного жития. Была основана епархиальная газета. Если с кем-либо из священников случалась беда и необходима была материальная поддержка, то на этот случай работала касса взаимопомощи, хотя неоднократно и сам святитель оказывал помощь находящимся в нужде. Заботясь о духовном преуспеянии своей паствы, он организовывал Общества религиозно-нравственного просвещения, члены которых прочитывали для народа большое количество лекций на общие и вероучительные темы. А в поддержку законоучителей добился повышения их жалования. В плане миссионерской работы владыка сам произносил множество вдохновенных прекрасных проповедей, призывая активно участвовать в деле проповедования Слова Божьего не только священников, но и диаконов и псаломщиков.

Была учреждена должность епархиального миссионера. Во время диспутов, которые он проводил, люди стояли по 3–4 часа под открытым небом, с большим интересом внимая происходящему. Построенный трудами владыки кафедральный собор и Народный дом, стали духовным центром епархии. В 1908 г. был открыт Иверско-Серафимовский женский монастырь, на строительство которого владыка отдал землю, принадлежавшую архиерейской даче, и немалые собственные средства. Во время страшного девятибалльного землетрясения, постигшего город Верный (Алма-Аты), утешал и ободрял паству, ездил по городу, поддерживая пострадавших и напутствуя умирающих.

25 июня 1912 года назначен на Таврическую кафедру. В своей первой проповеди на Крымской земле он подчеркнул необходимость соблюдения принципа соборности, призывая каждого члена Церкви к творческому и деятельному участию в ее жизни. Пребывая в святом послушании любви к своему епископу, как к любящему отцу, можно преодолеть те революционные соблазны, первые ростки которых уже видел святитель. Владыка активно боролся с сектантами и раскольниками, направляя разъездных священников-миссионеров в места их компактного проживания. С любовью окормлял питомцев Таврической духовной семинарии, щедро делясь с будущими пастырями своим богатейшим духовным опытом. По его мнению, настоящему пастырю необходимы навык и любовь к молитве, подвижническая духовная жизнь, как зримый образец для подражания, и широкая образованность вкупе с духовными знаниями. И в Тавриде святитель открывал Общества трезвости, много работал с духовенством, находя пути к возрождению приходской жизни. Под его руководством шесть епархиальных братств объединили мирян в трудах любви и милосердия. С началом Первой мировой войны святитель Димитрий призвал свою паству посильно участвовать в деле помощи фронту. Его глубоко патриотические проповеди вдохновляли народ. Были открыты лазареты, организована помощь раненым и обездоленным беженцам из прифронтовых епархий. Около года владыка участвовал в боевых походах броненосца «Пантелеймон» в качестве судового священника. Награжден орденами святого князя Владимира II и III степени, святой Анны I степени и св. Александра Невского с мечами.

Участник Поместного Собора 1917–1918 гг., Председатель соборного отдела «Об устройстве Православной Церкви на Кавказе», кандидат в члены Синода. С началом революционных гонений владыка не покинул свою паству, хотя был участником Белого движения и ВВЦУ.

В 1921 году в связи с болезнью и слепотой правого глаза был уволен на покой и проживал в Топловском монастыре неподалеку от Феодосии. В 1922 году владыка Димитрий участвовал вместе со священномучеником Никодимом (Кротковым) в постриге и епископской хиротонии будущего священномученика Сергия (Зверева), тайно прибыв для этого в Симферополь, за что был арестован и осужден.

11 апреля 1923 года вновь арестован и этапирован в Симферополь, где с ним случился инсульт, он лишился речи и не мог писать. Был выслан в Киев, где у святынь Лавры принял великую схиму с именем Антоний и стал духовным руководителем лаврских монахов, изгнанных из своего монастыря. Святитель-схимник старчествовал, множество народа приходило к нему за духовной помощью, поддержкой и утешением. Его связывала духовная дружба с митрополитом Анатолием (Грисюком), архиепископом Лукой (Войно-Ясенецким), будущим архиепископом Гермогеном (Голубевым), священниками Александром Глаголевым и Михаилом Едлинским, преподобным Кукшей (Величко). 13 марта 1933 г. владыка вновь арестован, и два месяца провел в Лукьяновской тюрьме.

В 1941 г. добился разрешения проводить богослужения в Киево-Печерской Лавре. Скончался 1 ноября 1942 г. и погребен у входа в Ближние пещеры возле алтаря Крестовоздвиженского храма.

Жизненный святительский подвиг, проповеднический труд, несомненное личное благочестие, высокий духовный авторитет, мудрое старческое руководство во времена лихолетий и нестроений, прозорливость и смирение снискали схиархиепископу Антонию славу, почитание и любовь, как среди его современников, так и среди последующих поколений. Его духовное величие отразилось в словах: «Епископская власть дана мне не для того, чтобы наказывать, но чтобы миловать».

21 июня 2011 года на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви канонизирован как местночтимый святой Киевской епархии.

22 апреля 2012 года в Фомину неделю, Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир возглавил Божественную литургию в храме преподобных Антония и Феодосия Печерских Успенской Киево-Печерской Лавры, во время которой состоялось прославление в лике святых схиархиепископа Антония (Абашидзе).

 

Святая блаженная Агафья Кушеловская.

Агафия Маранчук предположительно родилась в 1819 г. в селе Пэсэцел Балтского района Одесской области Украины в благочестивой семье Ивана и Евдокии Маранчук. Родители часто посещали святые места, Киево-Печерскую лавру, и маленькая Агафья с младых лет желала разделить паломнический путь с ними. Однажды, когда родители оставили ее на попечении у близкой семьи, Агафья пожелала догнать их. По дороге она случайно упала в глубокий заброшенный колодец и повредила обе ноги. Родители, вернувшись домой из Киева, с глубоким прискорбием переживали потерю дочери и оплакивали ее как отошедшую в мир иной. Агафья была чудесным образом найдена пастухом, услышавшим словно ангельское пение, исходящим из колодца. С этого времени Агафья стала молчалива и особенно молитвенна. У ее одра, к которому она была прикована болезнью, всегда можно было найти множество несчастных и отчаявшихся людей. Всех их Агафья утешала словами, а кто-то по ее молитвам получал от Всемилостивого Господа исцеления от недугов.

Согласно преданию, в 1831 году ей явилась Божия Матерь, благословив перейти в самый бедный монастырь в Бессарабии – в Кушеловский. После приезда сюда Агафии обитель пережила высокий духовный подъем, сюда стекалось множество девушек, желавших посвятить себя всецело Богу. В Кушеловском монастыре послушница Агафья подвизалась двенадцать лет. Все эти годы она не вставала от одра. Скончалась подвижница 9 июня 1843 года.

В 1996 году ее останки были обретены нетленными и положены в Успенском храме Кушеловского монастыря. Множество верующих стекаются в обитель, чтобы почтить память Агафьи Маранчук. Имеются свидетельства об исцелениях от недугов по ее молитвам.

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир совершил 24 сентября Божественную литургию в Кушеловском Успенском женском монастыре. За богослужением состоялось прославление в лике местночтимых святых блаженной Агафии Кушеловской (Маранчук; ?-1843), сообщает пресс-служба патриархии.

Память блаженной Агафии Синод постановил совершать 9 (22) июня в день ее преставления ко Господу.

За Литургией была совершена последняя панихида перед честными мощами блаженной Агафии, после чего были зачитаны Томос о каноницазии и краткое житие прославляемой угодницы Божией. После того как впервые были пропеты тропарь, кондак и величание блаженной Агафии, глава Православной Церкви Молдовы вместе с собором архиереев совершил славление перед ракой с ее мощами. По окончании Литургии был совершен молебен.

Митрополит Владимир поблагодарил всех, кто на протяжении многих лет прилагал усилия в деле сбора материалов для канонизации, в том числе членов Комиссии по канонизации Кишиневско-Молдавской митрополии и ее председателя епископа Унгенского Петра и настоятельницу Кушеловского монастыря игумению Веру (Спиней).

В торжествах по случаю канонизации приняли участие около 10 тысяч верующих.